Многие не задумываются над вечными истинами, которые закрепляются в православном христианстве. Они слепо подражают другим в храме, идут вперед, зажигают свечу, не понимая того, как правильно ставить свечи в церкви, и уходят через несколько минут. Информация о вере берется только из газет или электронных СМИ. Люди часто попадают в ситуации, когда ясно показывают свое невежество.
Значимость символизма в религии
Людям, одаренным разумом, полагается размышлять. Когда совершается ритуальное действие, нужно представлять, какой смысл или символизм вкладывается в него и зачем действие выполняется именно таким образом.
Многие привыкли посещать храм. По сути, когда человек стоит перед иконой и зажигает свечку, формально практически ничего не происходит. Просто человек, просто стоит.
С другой стороны, деятельность выполняется и не только на внешнем уровне, но и на уровне сознания. Ведь человек (тут не рассматриваем механистическое и несознательное поведение) для чего-то в храм приходит, когда ставит свечку о чем-то думает, совершает какую-то внутреннюю работу. Помимо этого, самому акту установки свечи тоже предшествует определенный сознательный религиозный опыт, который выливается в итоге в ритуальное действие.
Эти детали и тонкости на самом деле и имеют основное значение. Ведь без таких элементов легко и шимпанзе обучить ставить свечи и даже произносить какие-то звуки. Как нетрудно понять, в варианте с шимпанзе ритуал не особенно будет работать, хотя внешне действия могут повторяться.
Погружение к истокам
Предварительно следует рассмотреть откуда в человеческой культуре возникли подобные модификации деятельности. Ведь на этот период (и об этом более подробно скажем далее) вполне возможно рассматривать христианство как наиболее новое и наиболее совершенное достижение человеческой религиозной мысли. Тем не менее истоки этой веры, безусловно, имеют в основе более ранние феномены культуры.
Поиск связи с Богом и способы проявления этой любви и благоговения связаны с глубокой древностью. А также люди искали способы получить благосклонность земных правителей дарами, они пытались засвидетельствовать свое уважение к своим божествам. Древний культ в первую очередь выражается в форме жертвоприношения — чаще всего животных или части урожая.
В XIV — XIII веках до нашей эры, подобно другим народам, ветхозаветные евреи получили наставление от Бога о том, как организовать религиозный культ. В портативных храмах (скинии), а затем в храме Соломона были алтари, где предлагались жертвы: плоды винограда, первенец ягненка из стада, масло, душистый ладан и так далее.
Некоторые из жертв сжигались, другие съедались священством и верующими евреями. Наряду с жертвенными животными, предлагаемыми для прощения грехов или для прошения Божьей благодати, было также предложение еды: муки, зерна, оливкового масла, а также предлагались монеты или изделия из драгоценного металла.
Традиции Нового Завета
Иисус Христос отменил кровавые жертвы, принеся жертву на холме Голгофы. Согласно христианской вере, Он искупил грехи всего человечества. Соответственно, потребность к подобным ритуалам отпала.
Его последователи, апостолы, не полностью уничтожили жертвы. Остаются бескровные дары — масло и свечи, ладан, а также мирные жертвоприношения — благотворительные столы и подача милостыни. Верные апостольской традиции, христиане все еще зажигают церковные свечи в храме, в которых основным ингредиентом является воск, являющийся скромной жертвой за свои грехи и потребности.
К сожалению, не каждый сегодня понимает значение этой жертвы и знает как правильно ставить свечи в церкви и последовательность понимания этого процесса. Многие воспринимают действия только как элемент ритуала.
Символ свечи
Свечи использовались в ветхозаветные времена и для этого были не только символические, но и вполне практические основания. Смысл, который христиане вкладывают в зажженную свечу, — это, с одной стороны, бескровная жертва, а, с другой стороны, свет, который она распространяет, напоминает о том, что Спаситель — Христос — свет мира. Своим божественным учением Он пролил духовный свет и осветил сердца всех верующих.
Свет свечей создает торжественную обстановку в храме и поощряет молитвенное настроение. Он мягкий и ласкающий глаз — тихий свет, как его называют в молитве, прославляющей Христа. В храмах, где нет электрического света (к примеру, в монастырях Афона) восковые свечи также используются для освещения.
Символизм свечи глубок. Полезно размышлять над этим символом, для ориентиров могут использоваться следующие значения:
- духовные устремления человека — чистый воск считается символом чистоты помыслов верующего, с которыми он обращается к Господу, огонь веры возносит душу верующего в мир горний и позволяет воспарить над миром земным;
- символ молитвы — как горит огонь, так неустанно продолжается христианская молитва, которая устремляется вверх и озаряет светом;
- как способ раскаяться — свеча также выступает как покаяние за грехи, которые есть, так или иначе, практически у каждого, этим символом христианин выражает собственное смирение и готовность раскаиваться перед Господом;
- личный пример — тут речь идет о символике распространения света от свечи, которая рассеивает тьму, так каждому христианину тоже нужно нести свет веры, надежды и любви;
- символ света Христова — имеет отношение и к предыдущему пункту, ведь Христос является идеальным примером веры, Он вывел людей из тьмы греховного существования, забрал грешников и святых из ада, без Него они были обречены, но благодаря Ему тьма отступила, наступил свет, как от свечи, которая изгоняет тьму и утверждает свет.
Конечно, появился этот символизм не сразу, ведь в канонических писаниях не существовало подобной традиции. Нигде особенно не рассказывалось, как ставить свечи в церкви и что говорить по этому поводу. Ритуал является более новым (хотя истоки есть в Ветхом Завете), но сейчас прочно укоренился в религиозной практике и не является менее значимым чем, например, более каноническое причастие.
Использование свечи в религиозной практике
Итак, сначала нужно отметить факт использования свечей в более ранних христианству религиозных практиках. Многие видели еврейские семисвечники, даже если особенно не интересуются религией.
Именно о таком семисвечнике гласит одна из первых заповедей в Книге Моисея. Там предписывается зажигать этот атрибут в период совершения различных ритуалов. Помимо этого, в ветхозаветных храмах активно использовали лампы, которые наполнялись маслом.
Если читатель видел хотя бы один фильм или книгу с рисунками о джиннах, то представляет о каких лампах идет речь (подсказка — именно о тех, где сидел джинн). Эти емкости наполняли маслом, как правило, оливковым. Алтари там отсутствовали и лампы фактически просто освещали храм, но масло приносили именно верующие, как собственный добровольный вклад.
В итоге лампы преобразовались под воздействием византийских традиций. Однако до сих пор в храмах используются лампады.
Ранние годы установки традиции
Если говорить в целом о символике света свечи, то свечи или какой-то близкий аналог использовался и в далекие языческие времена. По большей части символизм тогда был ориентирован на отсоединение света от тьмы. Таким образом свечи (или прототипы таковых) использовались в ритуалах по отгону злых духов или чем-то подобном.
Как известно, после утверждения Нового Завета христианство не сразу стало доминирующей религией. Более того, за проповедь или исповедание этой веры существовали вполне ощутимые возможности оказаться в Колизее на арене со львами или на кресте. Последователей новой религии притесняли весьма сурово.
Поэтому первые христиане часто молились и справляли обряды по ночам либо в катакомбах. Отсюда свечи и начинают активно проникать в религиозную практику.
Изначально в катакомбных храмах и в период, когда христианство постепенно вылезало из подполья, свечи держали в основном перед Евангелием. Точнее, в храмах всегда было какое-то количество работающих свечей для освещения, а перед Писанием держали ритуальные свечи для службы и чтения. Когда начиналась служба (которая в основном состоит из чтения Евангелия) перед книгой зажигали эти специальные свечи.
Далее, этот церковный атрибут стал применяться более активно. Свечи начали ставить перед гробами с усопшими, перед различными иконами и для других вариантов поклонения, к примеру, появились варианты как в церкви ставить свечку за здравие или за упокой. Тем более развивался институт святых чудотворцев и целителей, образы которых начали появляться в церквях.
Современная ритуальная практика
Как правило, при входе в храм покупают свечи. На некоторые праздники, такие как Воскресение Христово, Великий четверг и другие, зажженные свечи удерживаются в руке на протяжении всей службы. В остальное время они помещаются на специально подготовленные подсвечники. Это также делается для того, чтобы они не могли упасть на пол и иконы.
Общая норма советует использовать такой порядок пришедшим в храм:
- первая свеча зажигается перед иконой Иисуса Христа;
- вторая перед изображением Девы Марии;
- а третья — за упокой.
Это правило является неписаным и может немного варьироваться, хотя, конечно, лучше сохранять определенный порядок, ведь именно для этого и нужен ритуал. Например, есть такой вариант поклонения:
- иконе, посвященной текущему празднику, которая выносится на аналое перед алтарем, или иконе, которая почитается в этом храме (часто могут быть именно образы Христа или Богородицы);
- мощам святого этого храма, при наличии таковых;
- именному святому.
После этого возможно выбрать, куда ставить в церкви за здравие, или отыскать специальный подсвечник для молитвы об упокоении. Такой подсвечник является прямоугольным, зачастую он немного ниже остальных и на нем всегда есть распятие. Остальные подсвечники (более высокие) могут использоваться для того, чтобы молиться о здравии.
Коммерция и ритуал
Следует сделать отдельную ремарку касательно приобретения свечек. В частности, отметить возможность покупки этого предмета вне храма.
По большому счету, возможно купить свечки, например, дешевле в магазине и принести в храм. Не сказать, чтобы за такое поведение сразу предавали анафеме, но оно является не совсем естественным и полезным. Вот почему:
- общий уровень культуры — люди соблюдают определенные правила и нормы повсюду, поэтому и в рамках религиозного института тоже следует блюсти определенный порядок, человек, который приходит со своими свечами (если смотреть на него вне контекста религии как таковой) попросту выглядит как человек, который пришел в театр и начал щелкать семечки и плеваться на пол;
- соблюдение традиции — церковные свечи освещаются и благословляются, являются частью общей религиозной практики, верующий через такую покупку также становится частью этой практики;
- смирение — пожалуй, если использовать свечу для молитвы и как символ смирения, то нужно и подчиняться церковным правилам, то есть получать свечи там, где указано;
- экономический аспект — в сугубо практическом смысле такая покупка приносит пользу храму и является формой благотворительности от прихожан, которые сами поддерживают и сохраняют пространство для молитвы;
- эзотерический аспект — для тех, кто внимает в тематику энергетики и эгрегоров становится ясным для чего нужно в храме использовать именно храмовые свечи и не приносить ничего извне — от этого зависит механизм работы ритуала.
Понятное дело, существуют разные финансовые возможности, но покупку свечи может себе позволить практически каждый.
Настроение, с которым ставится свеча, имеет значение. Поэтому не следует распылять собственные душевные ресурсы на такую ерунду: считать выгоду церкви, размышлять о том, почему ритуальные предметы просто не раздаются. Как минимум на период собственной молитвы нужно отринуть подобные соображения.
Практическая сторона дела
Возвращаясь собственно к ритуальной практике, следует отметить, как поставить свечку за здравие в церкви наилучшим образом. Многие не представляют, какой иконе ставить и молиться, а выбор тут разнообразен:
- Богородица.
- Христос.
- святые целители, к примеру, Пантелеймон.
- чудотворные иконы: Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский.
- личные святые.
Если есть какие-то индивидуальные предпочтения, то таковых и следует придерживаться.
Всегда есть возможность попросить совета у священника в храме. Только для того чтобы ставить свечи, нужно приходить до или после службы. В период, когда в храме литургия, ходить между образами и молиться отдельно не принято.
Касательно выбора молитвы православная традиция предоставляет некоторую свободу. Есть традиционные молитвы, которые лучше всего выучить, если нужно читать перед иконой, но возможно пользоваться молитвословом.
А также вполне допустимы и молитвы своими словами. Они могут быть короткими и немногословным. Основной элемент тут — вера и искренность, которые и дают ценность ритуалу подношения свечи.
Originally posted 2018-04-30 06:51:29.