К Таинству Евхаристии следует готовиться и раскаянием, и молитвами к причастию. Подготовкой должно стать не только выполнение назначенных предписаний, но и изменение всей жизни, включающее в себя следование евангельским принципам. Требуется соблюдать внутреннюю дисциплину, которая поможет верующему человеку возжелать общения со Христом.
Молитва на дому и в церкви
Молитва к причастию и исповеди бывает домашней и церковной. Стремящемуся приобщиться Святых Христовых Тайн необходимо молитвенно подготовиться к этому значимому событию: чаще и усерднее возносить молитву к Богу дома, ходить на богослужения.
В канун причастия полагается посетить вечернюю церковную службу. Для духовного приготовления вечером на богослужении нужно прочесть православные молитвы перед причастием и исповедью. Последование к причастию можно найти в каждом православном молитвослове.
Существует благочестивый обычай прочтения 3-х канонов и акафиста. Каноны — это небольшие молитвословия просительного характера, которые заключают в себе обоснования просьб и сами прошения. Акафист к причастию — это хвалебное, гимнографическое и духовное произведение. И каноны, и акафисты составлены святыми или благочестивыми людьми. К канонам перед Таинством Причастия относят такие тексты:
- покаянный Господу Иисусу;
- молебен к Пресвятой Богоматери;
- к Ангелу-Хранителю.
На первой неделе после Пасхи (ее еще называют Светлой седмицей) вместо молитв к исповеди и причастию православные христиане традиционно прочитывают канон Пасхи.
Особенности воздержания
Чтение молитв перед исповедью и причастием — не единственное условие для приготовления к Таинству Евхаристии: накануне полагается совершать и литургический пост. Для неофитов (новичков), а также тех, кто не соблюдал установленных Церковью постовых воздержаний, священнослужителем может быть определено добавочное время воздержания на 3−7 дней — перед принятием святых Тайн Христовых.
Пост, помимо ограничений в некоторых пищевых продуктах, заключается в том, чтобы вкушать и употреблять жидкости меньше привычного, а также отказаться от посещений увеселительных мероприятий, просматривания развлекательных кинофильмов и телепередач. Необходимо соблюдать физическую и духовную чистоту. Женатым людям надлежит накануне и после причащения воздерживаться от интимного контакта.
До принятия Христовых Тайн с полуночи наступает строгий пост — абсолютное воздержание от питья и приема пищи. Те, кто страдает зависимостью от табакокурения, должны отказаться от выкуривания сигареты. То же самое касается и алкозависимых, и принимающих наркотики.
На причастие должно быть получено благословение священника. Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Подготовка к исповеди и причастию
Готовящийся к Таинству Евхаристии должен помириться со всеми и оберегать свою душу от злобы и раздражительности. Важно сдерживать себя от осуждения и каких-либо нехороших мыслей, пребывая, по мере возможности, в одиночестве, в прочтении Евангелия, творений святых отцов и других духоносных книг. Перед принятием Святых Тайн необходимо правильно себя настроить, чтобы очистить свой дух в Таинстве Исповеди:
- Рекомендуется исповедоваться накануне Евхаристии вечером — для того чтобы утром соучаствовать в Литургии.
- К Таинству Покаяния (впервые в жизни или после продолжительного перерыва) желательно приходить не в воскресенье, поскольку в этот день церкви переполнены прихожанами. У священнослужителя попросту не найдется времени с должным вниманием провести исповедь. Лучше сразу предупредить батюшку о том, что это первое исповедание согрешений. В крайнем случае допускается исповедоваться и с утра, до начала службы.
- Перед исповедью важно помириться с врагами и с теми, кого исповедник мог обидеть. Только так можно достойно приготовиться к Таинству Покаяния.
Перед принятием Святых Тайн в некоторых церквях исповедуют малышей и больных. Идти на исповедь, когда утреннее богослужение уже идет — крайнее нерадение и пренебрежительное отношение к Таинству.
Детей в возрасте до 7 лет причащают без исповеди (в дальнейшем они получат возможность бывать у исповеди не перед каждой Евхаристией, но получив на это благословение священника).
Правильное причащение
Святые Дары выносят из жертвенника, провозглашая о том, что к причастию необходимо приступать со страхом и верой. Положено принимать Таинство после монахов, детей, престарелых и больных прихожан. Подходя к святой Чаше, необходимо заранее сложить руки на груди особенным образом (правая сверху, левая — снизу).
Перед самой Чашей не следует осенять себя крестным знамением: в противном случае, можно невольно ее зацепить и толкнуть. Подойдя к священнику, нужно отчетливо назвать имя, которое было дано в день Крещения — полностью, не сокращая. Затем широко и благоговейно открыть рот, принять Тело и Кровь Иисуса Христа и сразу же проглотить.
После этого, не совершая крестного знамения, следует поцеловать край Чаши и отойти к специальному столику, чтобы вкусить богослужебного хлеба и запить его теплой водой. Последние действия нужны для того, чтобы Причастие лучшим образом прошло внутрь.
Что делать после Евхаристии
В конце службы священник приглашает прихожан поцеловать престольный Крест. До этого благоговейного действа, которое называют «отпуст», из храма уходить не подобает. Если в приходе после Евхаристии принято читать благодарственные молитвы, необходимо после отпуста встать поближе к чтецу и выслушать их до конца. Если молитвы не читают, нужно прочесть их дома самостоятельно.
В этот день необходимо благоговейно хранить в себе «Христа принятого» и вести себя благочинно, чтобы исцелить свою душу и тело.
Как часто нужно причащаться
Древние христиане приобщались к Таинствам каждый День Христов (т.е. — каждый воскресный день), а в 4-м веке святой Василий Великий писал: «Мы (то есть, он и его монастырская община) причащаемся 4 раза в 7 дней».
О частом принятии Христа говорят все святые отцы Церкви. Само Таинство заключает в себе слова, записанные в Евангелии: «Когда они вкушали пищу, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил и, деля между учениками, произнес: примите, ешьте: это есть Тело Мое. После этого, взяв чашу, поблагодарил Отца Небесного и сказал им: пейте из нее все, потому что это Кровь Моя, Нового Завета, за многих проливаемая — ради отпущения грехов» (Евангелие от Матфея, глава 26). Евангелист Лука добавляет: «Творите это в воспоминание обо Мне» (глава 22).
Этот призыв Спасителя к приобщению Святых Тайн живет в сердце каждого христианина и призывает его к главному священнодействию в жизни верующего человека. Максим Исповедник, святой и священник, свидетельствует о том, что никакое церковное таинство не может стать совершенным без Евхаристии. Поэтому Причащение именуют «таинством таинств», веря, что именно в нем заключается благодатная жизнь.
Именно Евхаристия делает Церковь настоящей общиной, объединенной Святым Духом Божиим. Те события истории, в которых евхаристическая жизнь в христианском кругу начинает слабеть, иллюстрируют, что это фатально влияет на людей, и те годы становятся очень нелегкими для судеб верующих.
Разумеется, в истории существования Церкви были времена, когда приобщаться Святых Тайн доводилось очень редко. К примеру, монахи первых времен христианства, отшельничавшие в египетской пустыне, часто причащаться не имели возможности. Отчасти это происходило из-за того, что в пустыне служить Литургию было негде. К тому же, в те времена редко совмещалось священническое и монашеское служение, поэтому монахи не могли сами исполнять Литургию.
В дальнейшем монастыри стали расти, возникали крупные обители. В них и стали рукополагать монахов в сан — для богослужения и проведения Евхаристии. Так появились монахи-священники — иеромонахи.
В современных монастырских правилах стоит пометка: монах, не причащающийся 2 недели — не монах.
Канонические предписания
С точки зрения канонов, которые были установлены по рекомендациям и записям святых и учителей Церкви, практика приготовления к принятию Спасителя устанавливается такими предписаниями:
- правило Карфагенского Собора;
- Трулльский Собор;
- творения святителей Никифора Исповедника и Тимофея (Александрия);
- правило I Вселенского Собора.
Согласно постановлениям Вселенских Соборов, проходивших в Карфагене и Трулле, приобщаться к Телу и Крови Спасителя разрешается только на голодный желудок. Святитель Никифор учит тому, что священник может причащать христианина, лежащего на смертном одре, даже если тот вкушал пищу или принимал лекарства. Святитель Тимофей Александрийский устанавливает необходимость воздержания супругов от интимного контакта в ночь перед участием в Евхаристии.
Originally posted 2018-07-04 10:36:58.