Каждая религиозная традиция предлагает своим последователям некий свод нравственных правил, которым нужно следовать, для того чтобы обрести и укреплять веру и двигаться по духовному пути. Основой христианской нравственности являются 10 заповедей божьих, в православии они тоже используются, хотя и относятся, по сути, к ветхозаветной традиции.
Появление 10 заповедей
Согласно традиции на 50 день исхода из Египта Моисей взошел на гору, и там Господь продиктовал ему десять заповедей, с которыми тот спустился с горы, для того чтобы даровать эти заветы народу Израиля. Тем не менее люди в отсутствие своего пророка (Моисей 40 дней был на горе в посте и молитве) сотворили золотого тельца, которому начали поклоняться. Разочарованный пророк разбил скрижали.
После этого ему было указано вытесать новые скрижали и снова отправиться на гору. В итоге Моисей записывает заповеди на скрижалях и дает своему народу.
Упоминания об этих событиях есть в книгах Исход и Второзаконие, которые, в свою очередь, относятся к Торе (Пятикнижие), которая имеет отношение к Ветхому Завету, состоящему из 39 книг.
Актуальность в православии
Православная церковная традиция включила в себя писания из Ветхого Завета, в частности, заповеди, данные Моисею, считаются частью канона. Тем не менее Библия эти правила не перечисляет, и если вспомнить о чем говорил сам Иисус, то следует говорить о заповедях блаженства, которые были даны на нагорной проповеди.
Тем не менее, как говорил сам Спаситель, Он пришел не нарушить, но исполнить закон. Поэтому противоречия тут не наблюдается. Заповеди данные Моисею почитаются и соблюдаются.
Учение нагорной проповеди
Новозаветное учение Христа попросту является, скажем так, более прогрессивным и человеколюбивым развитием темы. Если ветхозаветная традиция состояла по большей части из запретов, которые созданы, для того чтобы оградить людей от греха, то новозаветное христианство ведет людей к совершенству и в итоге Спасению. Об этом говорил и сам Христос: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Поэтому православная традиция не отрицает список из заповедей Моисея. Однако ориентируется также и на заповеди блаженства, которые в большей степени являются средством ко Спасению и духовному совершенству.
Особенно тут следует подчеркнуть 10-ю заповедь. Именно там акцент смещается на внутренний мир человека, на чем делал особый упор Христос, говоря не о внешних запретах, но о внутреннем совершенстве (которое неминуемо ведет за собой и внешнее): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Ему хватило только такой основы, но эта основа указывает на самую суть веры.
Описание каждой заповеди
Теперь следует охарактеризовать 10 православных заповедей божьего закона более подробно. Конечно, трактовки каждой заповеди могут быть разнообразными, тут предлагаются универсальные, составленные на основе трудов православных теологов и священников. Более глубокое понимание каждой заповеди требует личного духовного опыта и усердных размышлений.
- «Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим». Речь идет о библейском Саваофе, который также может представать в форме Святой Троицы. Если не углубляться в этимологию и глубокое постижение, которое требует религиозно-мистического опыта, то заповедь указывает на наличие верховного начала, от которого идет все сущее. Свет Господа пронизывает каждое творение этого мира, Он из безвременья вошел во временность и создал мир, который полостью насыщен Им. Поэтому странно искать других богов и выбирать нечто другое. Заповедь указывает на потребность обратиться к высшему началу, так как только в нем есть истина.
- «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им …». Текст тут дан не полностью. В чем-то продолжение предыдущей заповеди, запретительная заповедь, которая указывает на потребность следовать истинному пути и последствия от выбора неверного. Наиболее часто здесь указывают на фактор творения кумира, который хорошо проиллюстрировать на примере иконопочитания в православии. В этой традиции (в отличие, например, от католичества) иконы почитают особым образом, они являются активной частью религиозной практики, помогают настраиваться на молитву, но есть существенная деталь: иконы почитаются как окно в духовный мир. Если сказать точнее, то почитается сам духовный мир, икона является только окном, в которое смотрят. По сути, речь идет просто о деревяшке или другой поверхности с наличием какой-то цветовой композиции, и поклоняться самому изображению является неверным и как раз соответствует творению кумира. Даже если икона является чудотворной, то чудеса творит не деревяшка, а Господь, к которому обращаются через образ. Поэтому верующему нужно избегать любого творения кумиров и осознавать истинную цель поклонения.
- «Не произноси имени Господа всуе». Речь идет об использовании имени Господа понапрасну, согласно православной традиции, нужно произносить таковое при молитве или службе в церкви. Этим подчеркивается определенное почтение. Также, конечно, не следует поминать Господа с ругательствами или чем-то подобным. Нужно отделять обыденное и мирское от небесного и осознавать какие слова для чего нужны.
- «Помни день субботний … Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела». Текст этой заповеди приведен не полностью, но суть заключается в одном — отдыхе в субботний день. Под отдыхом воспринимается отрешение от мирских дел, наилучшим из которых является, конечно, молитвенное служение, чтение духовной литературы и подобное. Людям, которые не проживают на территории Израиля, труднее соблюдать эту заповедь буквально, но речь идет о потребности хотя бы день каждую неделю посвящать Господу. Таким образом человек уподобляется Господу, который отдыхал на седьмой день после того, как шесть дней творил мир.
- «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Именно благодаря родителям человек получает возможность увидеть этот мир, узнать веру и обрести возможность спасения души. Родительская любовь безгранична, поэтому они заслуживают почитания. Также данная заповедь указывает на потребность экстраполяции этой любви и на других людей. Если человек учится почитать родителей, то в дальнейшем он уважительно относится вообще ко всякому мужчине и женщине.
- «Не убивай». Тяжкий грех, и этот запрет дан людям для того, чтобы они не обрекли себя на вечное страдание, так как искупить такой проступок невероятно трудно. По сути, каждый человек является неотделимой частицей Господа, и если посягает на другого, то посягает в действительности на самого себя, ведь люди в этом смысле неотличимы.
- «Не прелюбодействуй». Изначально запрет, о котором говорит 7 заповедь, касается вступления в связь с замужней женщиной. На данный период он может распространяться и на любые отношения, которые противоречат норме морали.
- «Не кради». Сюда относится не только присвоение имущества другого человека, но и всякий обман, совершенный для этого, получение какой-то собственности и имущества не совсем честным путем. По большому счету, даже если человек получает больше, чем причитается за какой-то труд, или каким-то не совсем честным способом извлекает деньги из других, то такое поведение тоже подпадает под действие этой заповеди. Поэтому нужно тщательно относиться к получению любой собственности и доходов от деятельности.
- «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». В эту заповедь также включен и самый ближний, то есть сам человек. Таким образом запрещается и обманывать других людей про себя, к примеру, чем-то хвалиться или вводить в заблуждение относительно своей личности. Также не следует и врать про других людей, подобный обман всегда сказывается негативно, ведь как минимум тот, про кого врут, всегда знает, где истина.
- «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его … ничего, что у ближнего твоего». Эту заповедь нередко выделяют особо по причине уникальной для законов Моисея формулировки. Часто называют именно эту заповедь своеобразным переходом от Ветхого к Новому Завету, который принес Христос. Если читатель обратит внимание, то увидит отличающуюся от предыдущих фразу «не желай». Остальные заповеди являются запретительным, и они запрещают определенные действия. Фактически верующий может особенно над этим не размышлять. Если священник грамотно объяснил, как следовать предыдущим 9 заповедям, то верующий вполне может просто следовать этим предписания, но 10 заповедей Господних были бы не полными без этой, заключительной. Тут обращение идет не к действию, но к помыслам. Примитивная трактовка может указывать простое значение — не завидуй. Такое толкование действительно существует, но нужно смотреть глубже: от всякого пагубного желания идет и пагубное действие. Если кто-то захочет чужого имущества, то потом для этого может замыслить и убийство, и кражу или прелюбодействие. Много грехов и нарушений заповедей идут именно от греховных мыслей и намерений. Говоря современными словами, нужно контролировать свое сознание и очищать его от всякого негатива. В частности, следует взращивать в себе основные праведные устремления и искоренять вредоносные, которые в православной традиции объясняются воздействием страстей, бесов и сатаны.
Исходя из этого перечня, возникает и 10 грехов в православии, которые являются нарушением указанных предписаний. Например, если человек сотворил себе кумира и начинает поклоняться красивой картине, другому человеку или удовольствию, то он удаляется от Господа и является нарушителем заповеди.
Связь с грехами
Некоторые могут немного путать заповеди божьи и смертные грехи, которые в чем-то похожи и могут иметь даже идентичные смыслы, но относятся все-таки к разным спискам. В частности, в православной традиции выделяют семь или восемь главных грехов, которые действуют на верующих негативно и которые требуется искоренять.
Различные толкования
В католичестве распространено разделение на тяжелые и обыденные грехи, которые, как понятно из названия, влекут за собой разные последствия. Такое учение более ориентировано на обывателей и является чем-то наподобие социальной нормы.
В православии понятие основных грехов вырабатывалось институтом аскетов. Духовные подвижники на своем пути к совершенству очищали свою природу от различных страстей и в итоге выделили то, с чем нужно бороться верующему, дабы достичь идеала. Речь идет о таких страстях, как:
- сластолюбие — склонность к получению удовольствий;
- блуд — получение удовольствия через сексуальные связи, сексуальная распущенность, отсутствие самоконтроля в этой области;
- чревоугодие — принятие пищи более чем нужно, наслаждение пищей;
- зависть — злоба по поводу чьего-то имущества, достижений, намерение обладать чем-то чужим;
- гордыня — почитание себя лучше других;
- гнев — чрезмерная злость и агрессия по отношению к другим;
- уныние — апатия, отсутствие радости, отсутствие деятельности.
Также в православии используется и схема с восьмью грехами:
Есть и другие схемы, которые могут использоваться в книгах различных подвижников и святых. К примеру, Иоанн Лествичник выделяет 33 ступени духовного совершенствования, и в каждой из этих ступеней возможно выбрать преодоление соответствующего греха.
Главное тут, пожалуй, не сколько именно грехов в списке, а понимание основных страстей и воздержание от таковых. К примеру, во втором списке гордыня разнесена на тщеславие и высокомерие — похожие качества. Тем не менее, суть не в том, чтобы избавляться о тщеславия и высокомерия по отдельности или гордыни в целом, но в том, чтобы именно избавляться от этих страстей.
Originally posted 2018-04-30 07:55:13.